Notice: Use of undefined constant E_NONE - assumed 'E_NONE' in /var/www/admin/www/ru-egypt.com/index.php on line 2
Погребальный комплекс Джосера • Лексикон • Древний Египет

Погребальный комплекс Джосера

• Древний Египет → Лексикон → Погребальный комплекс Джосера •

• Информер в твой блог •

• Добавьте в закладки •

Саккара был главным некрополем древнего города Мемфиса, где, начиная с Первого царского дома, египетская знать сооружала свои гробницы. Сегодня эта территория известна тем, что здесь находится первая каменная пирамида, которая была построена для фараона 3 царского дома, тронным именем которого было Нечирихет. Пирамиду относят к царю Джосеру со времён Нового царства, но на самом памятнике было найдено только имя Нечирихет.

Пирамида Джосера в Саккаре
Пирамида Джосера в Саккаре
Авто фото — Gerard Ducher, источник — Викимедиа.

Пирамида возвышается над плато серией шестиступенчатых «мастаб»; она была окружена комплексом искусственных сооружений, огороженных известняковой стеной с нишами, высота которой достигала 10 м. За стеной находилась впадина прямоугольной формы размером 750 на 40 м, и, хотя сейчас она заполнена песком, её можно чётко увидеть на аэрофотоснимках. Высокие стены из известняка, которые окружают конструкцию, были украшены нишами и глухими дверьми, высеченными в стене после её возведения, что было невероятно сложной задачей. Некоторые археологи полагают, что ограждающая стена могла служить ранней резиденцией царя, поэтому для данного типа декорации стало использоваться понятие «дворцовый фасад». Считается, что дизайн стены повторяет конструкцию деревянного каркаса, покрытого плетёными из тростника ковриками, что могло использоваться в ранних постройках, хотя также предполагается, что элементы орнамента могли происходить из Месопотамии. Стену восстановили на месте, где когда-то находился южный парапет, а также возле входа — здесь наилучшее место для осмотра сооружения.

Ступенчатая пирамида
  • Месторасположение: Саккара
  • Архитектор: Имхотеп
  • Владелец: фараон Джосер Нечерихет
  • Датировка: Старое царство, 3 царский дом, 2667—2648 гг. до н.э.
  • Размер основания: 121×109 м
  • Высота: 62,5 м

Попасть на огороженную территорию можно только через самый южный вход на восточной стороне стены (единственный настоящий вход из 15 имеющихся дверей), который ведёт к входной колоннаде. 20 пар полуколонн, напоминающих пучки тростника или пальмовых ветвей, образуют коридор. Между колоннами находятся 24 небольшие камеры, которые, как считается, могут символизировать области Верхнего и Нижнего Египта, и в которых когда то, возможно, находились статуи царя или божеств. Крыша входной колоннады была построена с целью изобразить целостные стволы деревьев. Это одно из тех мест, где нашло наиболее чёткое отображение смелое стремление копировать природные материалы в камне. Чтобы поддерживать крышу, колонны всё ещё должны были прикрепляться к боковым стенам, а небольшой размер используемых в сооружении каменных блоков свидетельствует о том, что предыдущие постройки сооружались из глинобитного кирпича. В конце входной группы на боковых стенах реконструированного поперечного вестибюля расположены две створки глухой двери. Несколько фрагментов статуи были обнаружены во входной колоннаде, но самой важной находкой оказался пьедестал статуи (который сейчас находится в Каирском музее) с высеченными тронным именем и титулами Нечирихета, а также именем главного жреца Гелиополя и царского архитектора Имхотепа.

Имхотеп
Имхотеп, визирь фараона Джосера и легендарный архитектор Ступенчатой пирамиды
Поздний период, 6—4 вв. до н.э., Британский музей

Имхотепу, приписывают изобретение строительства из тёсаного камня, а также разработку проекта и строительство комплекса Ступенчатой пирамиды Джосера. Его почитали как бога мудрости во время птолемейского периода, а греки поклонялись ему как богу медицины Асклепию.

Имя Нечирихета напрямую связано с его предшественником Хасехемуи, поскольку глиняные печатки с его именем были найдены в гробнице Хасехемуи в Абидосе в 1996 г.

Прямо к северу от входной колоннады на восточной стороне большого открытого двора находится ряд реконструированных построек, которые предположительно связаны с праздником Сед — праздником по случаю юбилея царя. Предполагается, что прямоугольная постройка, известная как Храм в форме буквы «Т», была моделью дворца царя; она включает входную колоннаду, вестибюль и три внутренних двора, ведущих к камере квадратной формы, украшенной фризом из символов «джед». Эта постройка ведёт к южному краю «Юбилейного двора», по обеим сторонам которого находятся искусственные сооружения, представляющие Верхний (на восточной стороне) и Нижний Египет (на западной стороне). Эти сооружения исключительно символические. Изначально на восточной стороне размещалось 12 молелен с изогнутыми сводчатыми крышами, которые имели форму святынь Нижнего Египта. Каждая такая молельня имеет нишу, предназначенную для размещения статуй царя. 13 западных молелен созданы по образу святынь Верхнего Египта с тремя каннелированными полуколоннами и створками глухих дверей при входах, а также аркообразной сводчатой крышей. Две молельни на южной стороне имели ступени, ведущие к нише со статуей, а другие западные постройки имели более простые фасады и могли служить комнатами для облачения или другими помещениями, связанными с праздником Сед.

Святыни разделяла модель забора, имитирующая деревянный частокол. Все постройки представляют в камне ранние строительные материалы из древесины и тростниковых циновок; также считается, что колонны для имитации дерева должны были окрашиваться в красно-коричневые цвета. На южной границе Юбилейного Двора находится большой возвышенный помост, на котором должны были находиться троны Верхнего и Нижнего Египта, где символически венчали царя во время церемоний.

Хеб-седный двор комплекса Джосера
Хеб-седный двор комплекса Джосера
Фото 2005 года, источник фото.

К северу от Юбилейного Двора находятся два загадочных сооружения — так называемые «Северный дом» и «Южный дом». Считается, что данные постройки были изначально частично засыпаны, что давало бы им похоронное значение. Каждая из них стоит в своём собственном дворе, и сегодня ученые полагают, что они представляют собой архаический храм богини Нехбет (из Иераконполя на юге) и Уаджит (из Буто на севере), хотя было озвучено много других теорий относительно значения этих сооружений. И снова обе постройки сделаны из камня, стилизированного под материалы органического происхождения. В Южном доме имеется продолжительный ряд фриза «хехер» над входом, а внутренние стены содержат множество граффити периода Нового царства, написанных древними посетителями с помощью чернил и называющих Джосера владельцем комплекса. Северный дом имеет шахту глубиною 20 м с подземной галереей, что послужило египтологу Рихарду Лепсиусу поводом считать, что оба строения являются пирамидами, когда он изучал их впервые.

Зал поминального храма комплекса Джосера
Зал поминального храма комплекса Джосера
Фото 2008 года. Автор — Hedwig Storch

Поминальный храм фараона находится рядом с северной стеной пирамиды, что не присуще пирамидам позднего периода, заупокойные храмы при которых находились на восточной стороне. Это было культовым центром фараона, но сейчас оно находится в чрезвычайно разрушенном состоянии; сохранилась только стена входа. Очень сложно представить план основания храма, который, кажется, значительно отличался от погребальных храмов при позднейших пирамидах. Можно и сегодня увидеть изначальную входную шахту в Ступенчатую пирамиду на полу заупокойного храма, где она проходила сквозь наземное сооружение. Во время раскопок храма были найдены глиняные печатки с именем фараона Санахта, который, как считалось ранее, был предшественником Джосера, и этот факт может служить доказательством того, что в действительности он правил уже после царствования Джосера.

В северо-восточном углу пирамиды находится двор, который содержит небольшое помещение, известное под названием «сердаб». Внутри этой крохотной опечатанной комнаты, наклонённой пол углом 30 градусов, на троне восседала раскрашенная скульптура фараона в натуральную величину, которая смотрела сквозь два маленьких отверстия в стене сердаба на северные звёзды и землю Осириса. Сегодня оригинал статуи можно увидеть в Каирском музее, но можно также заглянуть сквозь сердаб в окошко и увидеть точную копию статуи Джосера, смотрящую прямо на тебя. Статуя могла бы символизировать появление «ка» фараона из его погребальной камеры в пирамиде.

Считалось, что строительство самой Ступенчатой пирамиды происходило в несколько этапов, начиная с сооружения изначальной квадратной мастабы, и что во время строительства её план несколько раз менялся. Сейчас египтологи ставят под сомнение данную теорию и предполагают, что всё сооружение задумывалась как пирамида с самого начала. Ранние гробницы мастаба всегда были прямоугольными. Недавние раскопки в Абидосе показали, что ранние огороженные места содержали «насыпь» из песка, покрытого глинобитным кирпичом (что могло символизировать «насыпь созидания»), которая, возможно, служила прототипом строения Джосера. Исходя из последних исследований, Ступенчатая пирамида изначально была построена как мастаба с квадратным основанием, затем её увеличили и расширили в шесть этапов, преобразовав её сначала в 4-ступенчатую, а позже в 6-ступенчатую конструкцию теперь уже не квадратной в основании, а прямоугольной формы, смотрящую в направлении восток-запад. Известняковые блоки были уложены рядами с наклоном к центру пирамиды.

Статуя Джосера
Статуя Джосера Нечерихета, стоящая в Каирском музее, и происходящая из сердаба Ступенчатой пирамиды
источник фото

Ниже уровня земли Ступенчатая пирамида имеет лабиринт из более чем 5,5 км. шахт, туннелей и камер. Огромная центральная шахта, ведущая в погребальную камеру, спускается на глубину 28 м, а над уровнем земли ступеньки пирамиды ведут на высоту 60 м. Внутри погребальной камеры плиты розового гранита, возможно, заменили изначальные блоки из известняка или «алабастра» — теория, основанная на обнаружении поблизости многочисленных фрагментов известняка египтологом Лауэром. Было выяснено, что некоторые блоки из известняка с высеченными звёздами использовались повторно, причём их декорация уже была спрятана; также считается, что погребальная камера Джосера могла содержать первый образец звёздного потолка. Немного было найдено внутри гранитного склепа — только несколько небольших фрагментов костей, завёрнутых в льняное полотно в стиле Старого царства, включая левую ступню и часть руки. Радиуглеродное датирование показало, что данные фрагменты тела относятся к захоронению, произошедшему намного позже периода правления Джосера. В проходе, расположенному к северо-западу от погребальной камеры, был найден деревянный ящик с указанным на нём именем Нечирихета.

Множество галерей и складов окружают центральный склеп. В одной из галерей на восточной стороне три ложных двери высечены из известняка, а стены украшены изысканными крошечными голубыми фаянсовыми плитами, перемежающимися с рядами и орнаментом из известняка, чтобы стилизировать отделку стены под циновки из камыша. Реконструкция одной из панелей сейчас представлена в Каирском музее. Рельефы царя в красной и белой коронах, который бежит или идёт, вероятнее всего, изображают ритуалы Хеб-Седа. Оказалось, что другие стены также были декорированы голубыми черепицами, хотя некоторые камеры остались незавершёнными. Предполагается, что вдохновением при украшении этих камер служили частные покои царя в Мемфисе.

Ещё один ряд галерей протянулся на запад от 11 шахт в восточной части пирамиды. Они считались местом погребения жён и детей царя. В одной из галерей нашли пустой алебастровый саркофаг, а также деревянный гроб, который принадлежал маленькому мальчику, а имя Нечирихета было найдено на оттиске печати в одной из шахт. В других шахтах было найдено большое количество каменных сосудов (в общей сложности около 40 тысяч сосудов) разной формы и из разных материалов, на многих из которых имелись ярлыки предков Джосера. Причина хранения в гробнице Джосера этих «фамильных ценностей» до сих пор неясна и служит источником яростных споров между археологами.

Перед южным фасадом Ступенчатой пирамиды находится большой открытый двор размером 180 на 100 м. В центре двора привлекают внимание два любопытных сооружения, низкие стены которых напоминают букву «В», и которые, как считается, могут быть связаны с празднованием Хеб-Седа. Здесь также была обнаружена плита из известняка с текстом знаменитого мудреца и принца Хаемуаса (сына Рамсеса II), который известен тем, что восстановил множество памятников Старого царства, будучи верховным жрецом в Мемфисе.

Границей двора на южной стороне является южная стена ограждения. В юго-западном углу находится загадочное сооружение, известное как «Южная гробница», которая является точной миниатюрной копией подземных камер Ступенчатой пирамиды. Декорации Южной гробницы напоминают декорации пирамиды — те же голубые черепицы из фаянса и ложные двери, но лучше сохранившиеся, чем в галереях пирамиды. Неясно предназначение данной гробницы — погребальная камера слишком мала для вмещения саркофага. Египтологами выдвигалось множество теорий по поводу её предназначения, но, скорее всего, «гробница» так навсегда останется загадкой.

Фризы стен комплекса Джосера
Фризы стен из комплекса Джосера, выполненные в виде священных кобр
Фото 2008 года. Автор — Hedwig Storch

Сегодня Ступенчатая пирамида считается опасной для посещения туристами. На её южной стороне располагается галерея, ведущая к центральной погребальной шахте, которая была прорублена грабителями во время Позднего периода. Её повторно использовали для поздних захоронений и сейчас это единственный безопасный вход в пирамиду, который обычно закрыт. Иногда посетителей по специальной договорённости могут пустить в Южную гробницу.

Комплекс Джосера был впервые исследован экспедицией Наполена, но входной туннель и подземные галереи были открыты только в начале 19-го столетия. С тех пор раскопки в Ступенчатой пирамиде проводили многие археологи, наиболее значительные из них — под руководством Сесила Фёртса и Жан-Филиппа Лауэра, начавших систематическое изучение в 1920-х гг., которое продолжилось в течение всего 20-го века. Для Жан-Филиппа Лауэра, который умер в 2001 г. в возрасте 96 лет, Саккара стала делом всей жизни, и он возвращался сюда год за годом вместе с Французской археологической миссией, чтобы вести раскопки и исследовать комплекс. Нужно заметить, что мир египтологии обязан по большей части именно Лауэру за имеющиеся знания по истории и архитектуре этого места.