Поклонение Атону до Амарнской эпохи

• Древний Египет → Лексикон → Поклонение Атону до Амарнской эпохи •

• Информер в твой блог •

• Добавьте в закладки •

Атон изначально был воплощением и бога или духа солнца, и непосредственно солнечного диска. Происхождение этого бога совершенно неясно, и почти всё, что известно о нём в эпоху Среднего царства — это то, что сначала он являлся маленькой провинциальной формой бога солнца, которому поклонялись в одном небольшом городе неподалеку от Гелиополя, и, возможно, что в его честь был построен храм в Гелиополе. Не стоит предпринимать напрасные попытки описать свойства, которые изначально приписывались ему в эпоху Среднего или в начале Нового царства, потому что тексты, которые были написаны до эпохи 13 царского дома, не содержат об этом никакой информации.

В Фивской версии Книги Мёртвых, которая основывается на Гелиопольской, умерший упоминает об Атоне: «Ты, O Ра, что светишь с горизонта небес, и Атон, которому поклоняются, когда он садится над этой горой, чтобы дать жизнь этим двум землям. Хунефер говорит Ра, Атон, Ты повелитель солнечных лучей, когда ты освещаешь жизни всех. Нахт говорит Ра, ты прекрасное творение, ты возрождаешь себя и снова и снова предстаешь молодым в обличии Атона; Ани говорит Ра, ты поворачиваешь лицо к Преисподней и заставляешь землю блистать, как блестит чистая медь. Мёртвые восходят к тебе, они вдыхают воздух и они смотрят тебе в лицо, когда Атон сияет на горизонте; …я пришёл к тебе, чтобы быть с тобой, чтобы созерцать Атона ежедневно: O, твоё мастерство в твоём Творении, ты сияешь из своего Атона» и т.д.

Эти строки показывают, что Атон, в то время, когда были составлены гимны, из которых они взяты, считался материальным телом солнца, в котором жил бог Ра, и что он представлял собой лишь солнечный диск и был видимым воплощением великого Бога солнца. В более поздние времена, прибывая под защитой Аменхотепа III, великого воина и охотника 18 царского дома, относительно Атона были провозглашены другие представления, и он стал причиной одной из самых крупных религиозных и социальных революций, которые когда-либо потрясали Египет. После изгнания гиксосов, Амон, местный бог Фив, как бог одержавшей, стал главой египетских богов, и ранние фараоны 18 царского дома засыпали его храм дарами, а также щедро одаривали его жрецов. Несмотря на это, некоторые из этих правителей всё ещё поклонялись формам Бога солнца, которым поклонялись в Гелиополе, так, например, Тутмос IV расчистил Сфинкса от песков, которые засыпали его и его храм, и восстановил поклонение Ра-Хармахиса. Он был не единственным правителем, который с волнением смотрел на великую и растущую власть жрецов Амона-Ра, «владыки богов» в Фивах.

Царица Тии, супруга Аменхотепа III
Царица Тии, супруга Аменхотепа III
Музей Луксора
Источник фото

Аменхотеп III, сын Tутмоса IV, придерживался в этом отношении тех же взглядов, что и его отец, и, очевидно, его жена Тии, дочь Иуа и Туа, иностранка, ни коим образом не связанная с царским двором Египта, убедила его привести их в действие. Женившись на этой женщине, он отдал ей в приданое пограничный город Чару, и благодаря её природным способностям и благосклонности мужа она стала главной из всех царских жён и имела большое влияние в делах управления страной. Считалось даже, что она была уроженкой местности поблизости Гелиополя, и, возможно, сама поклонялась Атону, но, в любом случае, она поддерживала царя в стремлении укоренить поклонение этому богу. В ранний период своего правления Аменхотеп III построил храм в Фивах, который располагался довольно близко к большому святилищу Амона-Ра, жрецы которого, конечно же, были бессильны против воли такого могущественного царя. Вскоре после того, как Аменхотеп ІІІ женился на Тии, он вырыл в её городе Чару озеро приблизительно 1 828 метров в длину и 305 метров в ширину. В день празднования, когда озеро залили водой, он проплыл по нему на лодке под названием «Атон-неферу», то есть, «Красоты Атона». Название лодки — ещё одно красноречивое доказательство его преданности богу Атону. Аменхотеп IV, сын Аменхотепа III и Тии, был ярым сторонником религиозных взглядов своего отца. Его жизнь показывает, что он, должно быть, ещё в юности стал поборником поклонения Атону; мы можем с большой долей вероятности предположить, что сила его любви к Атону и его ненависти к Амону-Ра была порождена влиянием его матери.

Аменхотеп IV следовал примеру своего отца, хотя его мать не была членом царской семьи Египта, и в течение первых нескольких лет своего правления он, как и более ранние фараоны его династии, жил в Фивах, где он, без сомнения, правил согласно воле своей матери. Он возлагал жертвоприношения Амону-Ра, когда нужно было, и, по крайней мере внешне, был верным слугой этого бога, имя которого являлось частью его имени («сын Солнца») К слову сказать, при вступлении на трон он принял титул «Верховный жрец Ра-Херу-хути, всевышнего горизонта, во имя Шу, который находится в Атоне», что является ясным доказательством того, что он поклонялся не только Ра-Хармахису, ещё одной форме бога солнца Гелиополя, но также, что он поддерживал представления и разделял мнения старой школы жрецов в Гелиополе, которые считали диск Атон его местом обитания. Титулы Аменхотепа (Владычицы Нехбет и Уаджет, Золотой Хор) также доказывают его преданность богу солнца Гелиополя.

В течение первых лет его правления в Фивах он построил массивный Бенхен в честь Ра-Хармахиса в Фивах, и вероятно, что он воспользовался возможностью восстановить или увеличить храм Атона, который был построен его отцом. Однако мы видим, что он поклонялся как Амону, так и Атону, первому он должен был поклоняться как царь, а второго чтил по собственному убеждению. Однако жрецы Амона-Ра не могли допустить почитания нового бога Атона в Фивах, и отношения между царём и жрецами, которые были довольно могущественной силой, скоро стали напряженными. С одной стороны, царь утверждал, что Атон был главным богом, а с другой стороны, жрецы объявили, что Амон-Ра был главой пантеона богов. Амон-Ра был центром общественной жизни Фив, и его жрецы и их родственники являлись представителями лучших и самых великих семей столицы, но так случилось, что большая масса населения города, так же, как и царь, поклонялась Атону. Симпатии народа были на стороне старой религии Фив. Царя также поддерживали те, кто зарабатывал на проживание в связи с поклонением Амон-Ра. Правитель скоро понял, что жить в Фивах стало невозможно, и на пятый год своего правления он начал строить новую столицу на восточном берегу Нила, около места, где сейчас находятся арабские деревни Хагги Кандил и Телль Эль-Амарна; он планировал построить там большой храм Атона, дворец для царя, и дома для тех, кто поклонялся Атону и был готов следовать туда за своим царем.

Атон над Эхнатоном и Нефертити
Атон над Эхнатоном и Нефертити
Staatliche Museen zu Berlin - Preußischer Kulturbesitz, Ägyptisches Museum

Во время строительства новой столицы споры между фараоном и жрецами Амона-Ра стали более ожесточёнными, и Аменхотеп IV только усугублял их. Через некоторое время фараон уехал из Фив и поселился в своей новой столице, которую он назвал «Ахетатоном», то есть, «Горизонтом Атона», и в знак полного отречения от традиций поклонения Амону-Ра он сменил своё имя «Аменхотеп» на «Эхнатон» то есть, «Слава Атона» или «Дух Атона». Он также изменил свое имя Хора на «Могущественный Бык, возлюбленный Атона».