Оппенхайм А. Храмы Сенусерта III в Дашшуре

• Древний Египет → Библиотека → Оппенхайм А. Храмы Сенусерта III в Дашшуре •

• Информер в твой блог •

• Добавьте в закладки •

Перевод заметки Аделы Оппенхайм из Отдела египетского искусства Художественного музея Метрополитен.

Пирамидный комплекс 12-й династии Сенусерта III (около 1878—1840 гг. до н. э.) включал два отдельных храма, посвящённых культу царя. Первое сооружение представляло собой небольшой пирамидный храм, который был непосредственно присоединён к центру восточной стороны царской пирамиды. Строительство пирамидных храмов началось вместе с пирамидостроением 4-й династии и продолжилось до конца периода Среднего царства. Во время 4-й и 5-й династий Старого царства соображения относительно размера, формы этих сооружений и, возможно, связанных с ними религиозных веяний, значительно изменились ввиду того, что убеждения египтян касательно места фараона в обществе и его загробной жизни претерпели существенные преобразования. В конце 5-й — начале 6-й династии строительство пирамидных храмов достигло своей высшей «классической» стадии, которая предусматривала сооружение длинной входной комнаты, ведущей во двор с колоннами, молельни с многочисленными статуями, длинного зала для жертвоприношений и обширных хранилищ. Стены священных комнат, сделанные из известняка, украшены искусно нарисованными рельефными сценами, изображающими совершаемые царём ритуалы, получение им благословения от божества и приношение царю пищи, необходимой для его загробной жизни. По окончании периода 6-й династии строительство пирамид пришло в упадок; оно возродилось в начале 12-й династии (Среднее царство) вместе с сооружением характерных для этого периода больших пирамидных храмов. Впрочем, чем ближе к концу периода 12-й династии, тем меньшими становились размеры пирамидных храмов, что отобразило глубокие изменения в религиозных убеждениях египтян и их представлениях о загробной жизни царя.

Храм при пирамиде Сенусерта III в. Дашшуре стал небольшим прямоугольным сооружением, лишённым величественного входного прохода, двора и камер с многочисленными статуями. Хотя стены, пол и основания пирамидного храма Сенусерта III были полностью уничтожены древними расхитителями гробниц, реконструкция около 13 000 элементов рельефной отделки храма даёт важную информацию об изображённых сценах и, соответственно, внутренней структуре храма. Реконструированные фрагменты указывают на то, что на внешней стороне храма имелась искусно выполненная надпись. На углах прямоугольных панелей указаны имена и титулы царя, причём надписи описывают его как возлюбленного многими божествами, в том числе Нехбет, богиней-коршуном, и Уаджет, богиней-коброй. Большие горизонтальные надписи вдоль верхней части стен также перечисляли имена и титулы фараона. Внутри храма, по крайней мере, одна комната была украшена масштабными ритуальными сценами, изображающими взаимодействие царя с божествами. В другой комнате стены покрыты изображениями процессии божеств, шагающих по направлению к большим рисункам царя. Среди божеств мужского и женского пола с человеческими головами также присутствуют божества с головой шакала, львицы, сокола, барана или крокодила и человеческим телом. Самая дальняя комната пирамидного храма Сенусерта III представляла собой камеру для жертвоприношений. Её стены были покрыты изображениями людей, приносящих сидящему на троне царю пожертвования в виде пищи. Над их фигурами были изображены груды съестного, включая фрукты, овощи, мясо и дичь. В конце комнаты, напротив пирамиды, находилась глухая дверь, которая позволяла умершему царю отведать настоящей пищи из жертвоприношений, которую сюда приносили жрецы.

В более поздний период правления Сенусерта III на юге от изначального пирамидного комплекса был построен огромный храм, который современные археологи называют «Южным храмом». Его размеры составляют 47×76 метров, что делает это здание одним из крупнейших храмов Среднего царства. В плане храм состоит из большого прямоугольника с квадратным выступом на восточном конце его южной стороны. Подобная форма напоминает царские погребальные храмы Нового царства и может свидетельствовать о том, что строительство храмов такого типа началось раньше, чем считалось до сих пор. К сожалению, как и в случае с пирамидным храмом, все стены, полы и основания Южного храма были полностью уничтожены древними расхитителями гробниц; поскольку аналоги храмов такого типа датируются намного более поздним периодом, трудно сделать выводы о внутренней структуре этого здания. Остатки разных по размерам колонн в виде свертков папируса могут свидетельствовать о том, что в храме было два двора или гипостильных зала. Фрагменты рельефной отделки указывают на то, что в храме было множество изображений празднования Хеб-Сед — серии ритуалов, направленных на возобновление сил царя, которые в идеальном варианте происходили после того, как он провёл на троне тридцать лет. Другие сцены изображали царя, возвышающегося над иностранными пленными, природу и персонификации времён года. Кроме того, в храме имелись сцены преподнесения жертвоприношений в виде пищи и ритуалов, повторяющих те, которые были изображены на стенах пирамидного храма.

Адела Оппенхайм, октябрь 2004