• Древний Египет → Источники → Речение Ипувера •
• Добавьте в закладки •
1.1. [...] Привратники говорят: "Пойдем грабить". Кондитеры [...
1.2. ... ... ...] Прачешник груз свой [,.. ... ...
1.3. ... ...] птицеловы изготовились к сражению.
1.4. [... ... ...] жители Дельты со щитами; пивовары [... ...]
1.5. опечалены. Человек видит в сыне своем врага своего [...
1.6. ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
1.7. ... ... ...] предопределено вам во времена Хора и
1.8. Эннеады. Ходит добродетельный в трауре от того, что делается в стране. Ходит
1.9. [... ... ...] чужеземцы повсюду стали египтянами. Воистину, лица бледны от страха,
1.10. [... ... ... ...] исполнилось предреченное предками. [... ... ...
1.11. ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...]
2.1. страна наводнена шайками, идет пахарь на поле свое со щитом. Воистину, кроткие говорят [... ... ... ... ...
2.2. ...] Воистину, лицо бледно от страха - лучник наготове, повсюду злодей, нет человека вчерашнего дня. Воистину, грабитель[... ...] повсюду.
2.3. [... ... ... ... ... ... ... ... ...] Воистину, разливается Нил, но нет пашущего для него, и каждый говорит: "Не знаем мы, что случилось в стране".
2.4. Воистину, бесплодны женщины ныне, не беременеют больше они, не творит Хнум людей из-за беспорядка в стране. Воистину, бедняки стали обладателями сокровищ. Не
2.5. имевший даже сандалий превратился теперь в богача. Воистину, омрачены сердца преданных рабов господскими невзгодами, а господа не разделяют больше со своими людьми радостей их. Воистину, ожесточились сердца,
2.6. а бедствие разлилось по стране, кровь повсюду и [... ...] смерть. Взывают пелены погребальные, но никто не хоронит усопших. Воистину, множество мертвецов нашло погребение в реке. Река
2.7. стала могилой, местом бальзамирования стали воды реки. Воистину, состоятельные скорбят, бедняки же ликуют. В каждом городе говорят: "Истребим сильных
2.8. средь нас". Воистину, стали люди подобны птицам гем. Нищета по всей стране. Нет ныне людей в белой одежде. Воистину, перевернулась земля, подобно гончарному кругу.
2.9. Грабитель стал богачом, богач превратился в грабителя. Воистину, бережливые подобны [... ...] бедняк восклицает: "О ужас, что же мне делать?"
2.10. Воистину, река полна крови, и все же пьют из нее. хотя и отворачиваются люди, все же жаждут они воды. Воистину, ворота, колонны и стены
2.11. погибли в огне, и только покои царя- да будет он жив, невредим и здрав! - уцелели. Воистину, не находит пути своего корабль Юга, разрушены города, опустел Верхний Египет.
2.12. Воистину, насытились крокодилы добычей своею. Люди сами идут к ним. Это разрушение страны.
2.13. [... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...] Малочисленны стали люди. Повсюду предают брата своего земле [... ...]
2.14. Говорит мудрец, и бежит он без промедления. Воистину, человек [... ... ... ... ... ...] Стало дитя жены господина ровней сыну рабыни его.
3.1. Воистину, превратилась страна в пустыню. Номы разорены. Чужеземцы наводнили Египет. Воистину, больше
3.2. нет нигде египтян. Воистину, золото, ляпис-лазурь, серебро и бирюза, сердолик и бронза, камень из Ибхет
3.3. украшают шею рабыни, расхищены драгоценности по всей стране, а владелицы домов говорят: "Хоть бы было у нас что поесть". Воистину, [... ... ... ... ... ... ... ...
3.4. ...] несчастны знатные женщины, страждут тела их, ибо ходят они в отрепьях, сердца их озабочены при встрече друг с другом.
3.5. Воистину, разбиты ларцы из черного дерева, изделия из драгоценного дерева превращены в щепы [... ...
3.6. ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...]
стину, строители стали пахарями, а царские корабельщики впряжены в плуг, не плавают ныне больше на север,
3.7. в Библ. Как нам быть без кедра для мумий наших, ведь погребались жрецы в саркофагах из него, бальзамировали
3.8. сановников смолою кедровой вплоть до самого Кефтиу. Но не привозят больше его. Золота не хватает. Кончился материал для всяких работ.
3.9. Опустел дворец фараона,- да будет он жив, невредим и здрав ! - а как часто прибывали прежде жители оазисов со своими [...] травами [...]
3.10. и птицами [...] для совершения религиозных обрядов. Элефантипа и Тинис [... ...], данники Верхнего
3.11. Египта,- не платят податей из-за смуты, не хватает [...], древесного угля [... ... ...] ремесленных изделий [...
3.12. ... ...] К чему сокровищница без поступлений? И может ли радоваться сердце царя, если к нему приходят лишь печальные вести!
3.13. [...] Все чужеземные страны [... ... ... ... ...] Уж такое нам счастье, ничего теперь не поделаешь ! Все приходит в упадок ! Воистину, веселье угасло и
3.14. не радуется больше никто. Плач и стенания слышны по всей стране [... ...]
4.1. Воистину, египтяне стали изгнанниками и бродягами. Воистину, все облысели и не отличить сына знатного от безродного, не имеющего отца. Воистину,
4.2. по затихают вопли в годы вопля и нет воплям конца. Воистину, говорят и малые и великие: "Хотел бы я умереть", а дети
4.3. восклицают: "Зачем дали мне жизнь!" Воистину, детей сановников разбивают о стены, а дети любимые покинуты [... ... ... |
4.4. Стонет Хнум от бессилия своего. Воистину, покойники из мест бальзамирования брошены, а тайны бальзамировщиков раскрыты [... ...] Воистину,
4.5. погибло существовавшее еще вчера, а страна находится в запустении, подобна она нолю с вырванным льном.
4.6. Вся Дельта открыта, тайны Нижней Земли стали проторенной дорогой. Что же
4.7. делать? Не стало [... ...] нигде [...] Говорят: "Держись подальше от сокровенного места, ибо оно в руках
4.8. незнающих, как и знающих. Чужеземцы стали искусны в ремеслах Дельты. Воистину, знатных поставили вертеть жернова. Облаченных
4.9. в тонкие ткани бьют [... ...] Не видевшие дневного света выходят беспрепятственно ныне. Почивавшие
4.10. на ложах мужей своих - ныне спят на плотах. Говорю я: "Тяжелее мне, чем плоту, груженному миррой, он
4.11. нагружен кувшинами полными [... ... ... ...] Дворецкие истреблены, и
4.12. нет им спасения. Страдают знатные женщины, как рабыни, а певицы - за ткацкими станками, воспевают они в мастерских
4.13. богиню Мерт в погребальных песнях [... ...]
Воистину, все рабыни овладели устами своими. Когда говорят
4.14. госпожи - докучно это рабыням. Воистину, свалены вместе деревья разных пород и удалены ветки. Лишен хозяин рабов своих,
5.1. и люди скажут, что они знают об этом. Урезана нища детей, нет пищи для [...
5.2. ... ... ... ... ... ... ... ...] Воистину, знатные погибают от голода. Слуги обслуживаются [... ...]
5.3. от горя. Воистину, человек говорит: "Если б я знал, где бог, я принес бы жертвы ему. Воистину, повсюду в стране
5.4. твердят о правде, но все, что совершают во имя ее,- грех и ложь. Воистину, скороходы [... ... ...]
5.5. грабитель. Все его имущество похищено. Воистину, даже скот оплакивает совершающееся в стране.
5.6. Воистину, детей начальников разбивают о стены, а дети любимые покинуты, и стонет Хнум
5.7. от бессилия своего. Воистину [... ...
5.8 - 5.9. ... ... ... ... ... ... ]
5.10. Убивает человек сына матери своей. Что делать? [... ... ... ... ]
5.11. Воистину, опасность подстерегает на всех путях: сидят в кустах по ночам грабители, поджидая одинокого путника,
5.12. чтобы отобрать его ношу. Берут они все, что на нем, и убивают его преступно ударами палок.
5.13. Воистину, погибло существовавшее еще вчера, а страна в запустении, подобна она полю с вырванным льном. Простолюдин
5.14. огорчен [... ... ... ... ... ... ...] Хоть бы погибли все люди! Не было бы ни зачатий,
6.1. ни рождений, тогда смолкли бы вопли в стране и прекратилась смута! Воистину, едят люди траву и запивают водою. Не
6.2. находят ни плодов, ни трав для птиц. Вырывают пищу из пасти свиньи,
6.3. от голода. Воистину, зерно гибнет повсюду. Все лишены одеяний, умащений и масла и говорят: "Нет их".
6.4. Закром разрушен. Страж его повержен на землю [... ... ... ...
6.5. ... ... ... ... ... ... ... ... ...] Воистину, захвачены писания Прекрасной Палаты,
6.6. обнажена ее тайна. Воистину, разглашены заклинания, магические песнопения
6.7. утратили силу, ибо ныне ведомы всем. Воистину, раскрыты хранилища, и изъяты податные списки, и превратились подчиненные во
6.8. владык. Воистину, [... ...] убиты писцы и отобраны их писания. Горе мне из-за нынешних бедствий!
Воистину,
6.9. уничтожены записи писцов - учетчиком нолей. Зерно Египта стило общим достоянием. Воистину, свитки
6.10. законов Судебной Палаты разбросаны и топчут их люди. Бедняки ломают их
6.11. на улицах. Воистину, бедняк прибыл в место божественной Эннеады. Разоблачен порядок действия Палаты Тридцати.
6.12. Воистину, Великан Судебная Палата переполнена, бедняки уходит и приходит и Великие Дома. Воистину,
6.13. дети начальников выброшены ни улицу. Мудрец подтверждает это. Глупец отрицает. Невежде все происходящее представляется прекрасным.
6.14. Воистину, выброшены покойники из мест бальзамирования, и тайны бальзамировщиков раскрыты.
7.1. Смотрите, ввысь поднялся огонь, он направлен против врагов страны! Смотрите, свершилось не случавшееся доныне - захвачен царь бедняками!
7.2. Смотрите, погребенный, как сокол, он лежит на носилках, и сокрытое в пирамиде опустошено. Смотрите,
7.3. горстка невежд посмела лишить страну царских останков! Смотрите, осмелились поднять руку на урей [...] Ра, умиротворяющего
7.4. Обе Земли. Смотрите, тайна страны, пределы которой неведомы, стала достоянием черни. Царская гробница осквернена за какой-то час. Смотрите, Египет простерт во прахе, а
7.5. орошавшие земли захватили в дни бедствия могущественного. Смотрите, извлечена змея Керхет из обители своей и разглашены
7.6. тайны царей Верхнего и Нижнего Египта. Смотрите, царский двор опасается оскудения [... ... ...], дабы сеять беспрепятственно
7.7. смуту. Смотрите, вся страна участвует н грабеже. Подлый отбирает имущество сильного.
7.8. [... ... ...] Кто не мог заказать себе саркофага - ныне владелец гробницы. Смотрите, обладавший гробницей выброшен из нее. Кто не мог приготовить себе погребения - стал владельцем сокровищницы.
7.9. Смотрите, что свершилось с людьми! Не имевший даже лачуги стал владельцем дома. Смотрите, судей преследуют но всей стране [... ... ... ... ... ... ...] Они изгнаны из царских дворцов.
7.10. Смотрите, знатные женщины на плотах, а вельможи в закромах. Кто не спал даже близ стен - покоится ныне на ложе. Смотрите, богач
7.11. проводит ночь, изнывая от жажды. Выпрашивавший осадок сосудов чужих стал владельцем крепких напитков. Смотрите, имевший множество одеяний ныне ходит в лохмотьях. Никогда не ткавший на себя
7.12. стал обладателем тонкого полотна. Смотрите, не строивший себе никогда даже лодки стал владельцем судов, а владевший судами лишь смотрит на них, ибо они не принадлежат ему больше.
7.13. Смотрите, не имевший крова стал собственником его. Владелец же крова - во власти непогоды. Смотрит?, не знавший лиры стал владельцем арфы.
7.14. Не услаждавший никогда пением слух свой воспевает богиню Мерт. Смотрите, сосуды владельцев медных столиков для возлияний ныне лишены украшений.
8.1. Смотрите, спавший по бедности в одиночестве, находит ныне он знатных женщин. Не видевший никогда стоявшего у [... ... ...]
Смотрите, неимущий стал владельцем богатств
8.2. и сановник приветствует его. Смотрите, стали бедняки страны богачами, а владевший добром - неимущим. Смотрите,
8.3. [...] превратился дворецкий теперь в господина, обладателя слуг. Кто был прежде посыльным, посылает ныне другого. Смотрите, не имевший и куска хлеба, стал владельцем
8.4. закрома, полного чужого добра. Смотрите, потерявший волосы, за недостатком масла для умащении, ныне владеет сосудами сладкой мирры.
8.5. Смотрите, не имевший и ларца владеет теперь сундуками с добром. Смотрите, глядевшая на отражение свое в воде смотрится ныне в зеркало [...] Смотрите, благо тому, кто вкушает
8.6. пищу свою. Пользуйся достоянием своим беспрепятственно в радости сердца, ибо благотворно человеку вкушать пищу свою, так повелевает сам бог,
8.7. восхваляющему его [...J Не ведавший бога своего теперь воскуряет ему ладан чужой [... ...]
8.8. Смотрите, дочери знатных женщин, владевших ценностями, стали наложницами
8.9. ... ... ... ... ... ... ... ... ...] Смотрите, дети придворных в лохмотьях [... ... ... ... ... ...]
8.10. скотом их завладели грабители. Смотрите, мясники забивают скот бедняков [... ... ... ... ...
8.11. ... ...]Смотрите, не забивавший прежде скота для себя ныне режет его [... ... ... ... ]
8.12. Смотрите, мясники режут гусей в приношение богам, вместо быков. Смотрите, рабыни [... ... ...]
8.13. подносят им птиц [... ... ... ... ... ... ...] Смотрите, бегут знатные жены [... ...]
8.14. покидают они детей своих, страшась смерти. Смотрите, правители страны бегут [... ... ......] Смотрите,
9.1. владелец ложа спит на земле; проводивший ночи в убожестве стелет себе кожаное ложе. Смотрите, голодают знатные жены, а мясники
9.2. сыты тем, что забили. Смотрите, никто не выполняет обязанностей своих, подобны люди стаду, блуждающему без пастуха. Смотрите, скот бродит один, и никто
9.3. не пасет его, и всякий берет чужую скотину и клеймит своим клеймом. Смотрите, убит человек рядом с братом своим [... ... ... ... ...J брат же спасает тело свое. Смотрите,
9.4. не имевший упряжки владеет теперь табуном. Не имевший быка, чтоб пахать, стал владельцем стад. Смотрите, не имевший своего зерна владеет ныне закромом.
9.5. Покупавший раньше зерно, сам продает его ныне. Смотрите, не имевший слуг обзавелся челядью. Кто был начальником - выполняет теперь повеления. Смотрите, правителям страны не докладывают
9.6. о положении народа. Все рушится. Смотрите, ремесленники не работают больше. Враги Египта уничтожили ремесла его. [... ... ... ... ...
9.7 - 9.10. ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
10.1-10.2. ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...] Не посылают больше господа слуг своих с поручениями. Утратили слуги всякий страх,- вот пятеро
10.3. говорят: "Идите сами по дороге, вам ведомой, а мы уж пришли". Скорбит Нижний Египет: царский закром стал общим достоянием.
10.4. дворец фараона,- да будет он жив, невредим и здрав! - лишился доходов своих. А ведь царю принадлежат и злаки, и птица, и рыба, ему принадлежат белый холст и тонкое полотно, мед и
10.5. масло, ему принадлежат ковры, носилки и всякие отменные изделия [... ... ... ... ... ...] Если бы перестали грабить все это,
10.6. не было бы пусто во дворце фараона,- да будет он жив, невредим и здрав! - [... ... ...]
Истребляйте врагов славной резиденции царской и великолепных придворных его
10.7. отправляется вазир, и нет при нем свиты [...
10.8-10.12. ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
10.13. ... ... ...] Не забывайте [... ... ...]
11.1. воскурять ладан и совершать возлияния ранним утром.
11.2. Не забывайте приносить гусей в жертву богам. Не забывайте жевать натрон и печь белый хлеб в день омовения главы.
11.3. Не забывайте воздвигать шесты для флагов и вырезать надписи на плитах; да очистят жрецы храмы, дабы стали они белы, как молоко.
11.4. Не забывайте воскурять ароматы духам небосклона и подносить жертвенные хлебы. Не забывайте соблюдать обряды каждомесячных служб, отстраняйте
11.5. от совершения богослужений нечистого телом жреца. Нарушение этого грех и осквернение сердца [... ... ... ...
11.6. ...] Не забывайте о заклании быков [... ...] согласно предписаниям. Не забывайте выходить
11.7. но ночам [...] на призыв, обращенный к вам. Не забывайте приготовлять жертвенных гусей на огне [... ... ...
11.8-11.12. ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
11.13. ... ... ... ... ...] Не отличает Ра смиренного от непочтительного. Он приносит успокоение раздраженному.
12.1. Говорят: он пастырь для всех, и не держит он в сердце зла. Когда разбредется стадо его, он проводит дни, собирая его, даже если горячи сердца тварей его.
12.2. О, если б распознал он их нрав в первом же поколении! Он подавил бы зло, он простер бы десницу свою,
12.3. дабы истребить их всех и потомство их! Люди стремились рожать, и случилась беда,- бедняки ныне повсюду. Так произошло это
12.4. и не проходит. Если были бы боги среди людей, тогда появлялось бы потомство смертных женщин, но не находят богов на пути. Наступила смута, а
12.5. тот, кто должен уничтожить зло, сам порождает его. Нет руководителя в нате время. Где же он ныне? Быть может, он спит? Смотрите,
12.6. не являет он могущества своего [... ... ... ...
12.7 - 12.11. ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
12.12. ...] Власть, познание и истина - у тебя, царь. Но лишь смятение
12.13. распространяешь ты в стране да гул неурядицы. Совершают люди насилие друг над другом. Подражают тебе в беспорядке, тобой установленном. Если идут по дороге трое,
12.14. находят только двоих, ибо многие убивают немногих. А может ли пастыря радовать смерть? Ведь придется тебе
13.1. дать ответ, ибо любит один, а другой - ненавидит, и убывают и те и другие.
13.2. Ты говорил ложь. Заросла страна сорняками, уничтожающими людей, и они не рассчитывают на жизнь. Все эти годы царит в стране
13.3. смута. Человека убивают под кровлей его, хотя и бодрствует он в доме своем. Если он силен, он спасает себя и живет [... ... ...]
13.4. Направляется посланный но дороге, пока не увидит, что путь размыт.
13.5. Остановится он в отчаянии. Отнимают тогда преступники одежду его, избивая его палками до смерти. Вкусил бы ты хоть 13.6 немного бедствий таких, сказал бы тогда [...
13.7-13.8. ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
13.9. ... ... ...] Хорошо, когда суда поплывут вверх по течению! [... ... ... ...
13.10. ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...]
13.11. Хорошо, когда стянута сеть и пойманы птицы [... ...] Хорошо,
13.12. [... ...] Хорошо, когда руки строителей возводят пирамиды
13.13. и копают пруды, насаждают сады для богов. Хорошо, когда люди пьют напиток минт и хмелеют,-
13.14. радостны тогда их сердца. Хорошо, когда восклицают ликуя уста их, а знать номов смотрит на ликование их из
13.15. домов своих, облаченная в одеяния праздничные, с веселием в сердце. Хорошо, когда ложа
13.16. постелены, подголовники сановников удобны, и у каждого человека есть ложе
13.17. в тени, и закрывает он за собою двери, и не приходится ему спать в кустах. Хорошо, когда тонкое полотно
13.18. расстилается в праздничный день на берегу; разостлано полотно, и одеяние - на земле [... ... ...
14.5-14.11. ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
14.12. ... ...] Каждый сражается за сестру свою и тем защищает
14.13. себя. Нубийцы говорят: "Мы защита ваша". Умножь число воинов, дабы отразить кочевников. Разве это не ливийцы?
14.14. Обратим их вспять. А Маджаи в дружбе с Египтом и говорят: "Разве убивают брата своего?" Молодежь,
15.1. которую мы вырастили, стала подобна кочевникам и склонна к разрушению своей земли, и может она известить азиатов о состоянии страны.
15.2. Однако все чужестранцы в страхе перед нею. Испытавший беды народ говорит: "Не отдавайте Египет жителям песков !" [... ... ...
15.3-15.12. ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...]
15.13. Так сказал Ипувер его величеству, Владыке Всего [... ... ... ... ...]