Абидос (др.-егип. 3bdw, арабск: أبيدوس, др.-греч.: Αβυδος) - священное место, расположенное на западном берегу Нила, на 50 километров южнее современного Сохага. Абидос - культовый центр бога Осириса, процветавший здесь, начиная с Протодинастического и Раннединастического периодов, вплоть до христианских времён. Наиболее ранние находки - это остатки гробниц правителей Протодинастического и Раннединастического периодов. Наиболее древний зафиксированный Храм Абидоса был посвящён собакоголовому богу Осирису-Хентиаментиу. В динстическую эпоху эта область была довольно-таки засёлённым районом, о чём свидетельствует множество исследованных гробниц и кенотафов частных лиц и животных.
Просмотреть Древний Египет на карте большего размера |
В районе древнеегипетского Абидоса до сих пор возвышаются храмы Сети I и его сына Рамсеса II.
В храме Сети I начертана хронология древнеегипетских царей. На расписных рельефах изборажён Cети I и его сын Рамсес, показанный читающим имена предыдущих фараонов Египта. Эта летопись вошла в египтологию под названием «Абидосский царский список», и он во многом перекликается с таким же списком в храме Рамсеса II.
Неподалёку от храма Сети I расположен Осирион - постройка из крупных гранитных блоков, которая считается чем-то вроде символического кенотафа для бога Осириса. По своей форме Осирион напоминает длинную галерею, стены которой украшены выдержками из Книги Врат и Книги мёртвых, а также комологическими и мистерическими текстами. Современные египтологи полагают, что Осирион первоначально строился ещё в эпоху Старого царства, а потом перестраивался и изменялся при Сети I и Мернептахе.
Мнемониум, как назвал его Страбон, ещё один храм, расположенныйздесь же. Мнемониум начал строиться при Сети I, а окончательно его строительство завершилось при Рамесе II Великом. В этом храме появился ещё один список царей Египта, о котором говорилось чуть выше. Кроме того, на стенах этого храма был начертан ещё один ценнейший источник по истории Древнего Египта - здесь изображалась Кадешская битва.
Умм эль-Кааб - абидосский некрополь, использовавшийся с древних времён. Исследовали Умм эль-Кааб египтологи, начиная с конца 19 века, среди них были Огюст Мариетт, Эмиль Амелино, Флиндерс Питри, Эрик Пит - это первооткрываетли гробниц. Начиная с 1960-х годов начался второй этап исследования этого некрополя. Теперь египтологи исследовали и доисследовали уже открытые ранее гробницы. Барри Кемп, работавший здесь в 1960-х гг. заново исследовар ряд гробниц, открытых Питом и Питри. Он смог установить, что расположенные здесь гробницы царей Раннединастического периода служили прототипом для поминальных храмов пирамид Старого царства. В 1991 году раскопки в этой местности проводил Дэвид О'Коннор. Его исследования ещё более подтвердили и развили выводы Барри Кемпа: в один из наиболее сохранившихся погребальных комплексов царя Раннединастического периода вохдили погребённые ладьи. Это позволило египтологам провести аналогии с солнечными ладьями, закопанными у Великих пирамид Гизы, принадлежавших царями 4 царского дома Хуфу, Хафра и Менкаура. Таким образом, историки увидели генетическую связь между царскими погребальными культами Раннединастического периода и Старого царства. Немецкие же египтологи (Немецкий Археологический институт), проводившие здесь раскопки додинастического кладбища U, начиная с 1973 года, смогли выявить генетическую связь между погребальным культом этого периода и культом 1 царского дома.
Начиная с 12 царского дома, древние египтяне отождествили одну из гробниц, расположенных в Абидосе, с гробницей Осириса. Археологи Амелино, проводивший в Каабе раскопки, нашёл эту гробницу, и написал в своём исследовании, что он нашёл гробницу Осириса. Позднейшие же исследования египтологов показали, что эта гробница принадлежала фараону первого царского дома Хору Джеру.
Кроме некрополя и культовых построек, Абидос всегда был крепнонаселённым городом. Известо, что уже в додинастический период здесь были поселения (археологические культуры Накада I и II).