Notice: Use of undefined constant E_NONE - assumed 'E_NONE' in /var/www/admin/www/ru-egypt.com/index.php on line 2
Древний Египет • Лексикон • Древний Египет

Древний Египет

• Древний Египет → Лексикон → Древний Египет •

• Информер в твой блог •

• Добавьте в закладки •

Древний Египет – древневосточная цивилизация, располагавшаяся на среднем и нижнем течении Нила, просуществовавшая на протяжении около трёх тысяч лет.

История Древнего Египта

Историю Древнего Египта принято делить на несколько этапов. Современная египтология в истории Древнего Египта выявляет следующие этапы:

  • Додинастический период;
  • Раннединастический период;
  • Старое царство;
  • Первый переходный период;
  • Среднее царство;
  • Второй переходный период;
  • Новое царство;
  • Третий переходный период;
  • Поздний период, или Позднее царство;
  • Птолемеевский период.

Относительно датировок в египтологии существует множество независящих и относительно одинаково хорошо обоснованных теорий. За недостаточностью источниковой базы на сегодняшний день мы не можем быть на сто процентов уверенными в абсолютных датах того или иного события древнеегипетской истории. О большинстве фактов можно говорить лишь относительно. Так, началом древнеегипетской цивилизации является начало раннединастического периода, что произошло, как считают современные египтологи, в 4-м тысячелетии до н.э. Конец же Классического Египта известен точно – это 31 г. до н.э., когда закончил правление последний фараон Древнего Египта Цезарион, и Египет стал провинцией Римской Империи.

На протяжении трёхтысячелетней истории Египтом управляло много выдающихся личностей, среди которых можно отметить таких царственных особ, как, например, Хор Нармер, Джосер, Хеопс, Аменемхет I, Сенусерт I, Сенусерт III, Камос, Яхмос I, Тутмос I, Тутмос III, Хатшепсут, Аменхотеп III, Аменхотеп IV (Эхнатон)Рамсес II, а из людей (т.е. не богов-царей) таких, как, например Имхотеп, Хемиун, Тутмос, Аменхотеп

Один из самых первых историков Древнего Египта – Манефон, египтянин эпохи Птолемеев, – описал в своём труде «Αίγυπτιακά» («История Египта») всю историю Древнего Египта, начиная с его основания легендарным царём Миной. Он же ввёл членение древнеегипетской истории на 30 династий или царских домов, используемое египтологией по сей день. В египтологии утвердился термин «династия», однако правильнее было бы использовать термин, предложенный Перепёлкиным Ю.Я. – «царский дом», ибо он более соответствует реальности, а также передаёт смысл древнеегипетского прототипа.

География Древнего Египта

Древний Египет – страна, растянувшаяся на берегах самой большой реки мира – Нила. Точные северные и южные границы государства трудно очертить, т.к. в различные времена граница египетских владений то расширялась, то сужалась. Сами древние египтяне, однако, всегда точно знали, что является Египтом, а что нет. На юге Египет начинался с Асуана и Элефантины, где находились древние пограничные крепости, на севере же – Дельтой Нила вплоть до Средиземного моря. С востока и запада границами служила пустыня. Восточный «вход» в Египет для азиатов – «пути Хора» с крепостью в Пелусии, который египтяне и греки именовали «вратами Египта».

В эпоху Нового царства владения Древнего Египта значительно расширились: в его состав входила теперь и Нубия со своими золотыми копями. Многие азиатские княжества, вплоть до хеттов, или страны Хатти, как говорили сами египтяне, были в вассальной или прямой зависимости от Египта.

Посмотрите на карту Древнего Египта. Основными административными и культовыми центрами Египта являлись: Асуан, Элефантина, Эдфу, Нехеб, Иераконполь, Дендера, Абидос, Гермополь, Гераклеополь, Файюмский оазис, Гелиополь, Мемфис, Бубастис, Навкратис. На отдельных этапах истории Древнего Египта возвышались также такие города, как Александрия, Пер-Рамсес и Ахетатон.

Религия Древнего Египта

Древний Египет можно назвать истинно теократическим государством. Египтянами управлял бог, и жили все они под божеским крылом, по наставлению богов, и во благо богов. Святым для египтянина было практически всё в его стране. Весь животный мир для древнего египтянина был сакрализован и свят. Отец истории Геродот в своей «Истории» говорил о том, что во всём мире не найти такого набожного народа, как египтяне.

Древнеегипетская религия, меж тем, весьма трудна для восприятия современного человека со сформировавшейся европейской картиной мира и логикой, основы которой восходят к Аристотелю. Подавляющее большинство древнеегипетских памятников, дошедших до нас, так или иначе, связано с египетскими верованиями, однако их намного легче и проще описать и классифицировать, нежели правильно понять и эффективно интерпретировать. Всё это связано с тем, что образ мышления древнего египтянина существенно отличался от привычного нам.

Как египтяне в действительности понимали и воспринимали своих богов? Действительно ли египтяне считали, что, например Анубис существует в виде человека с головой шакала, или это было лишь его метафорическое изображение? Более того, что изображено в гробнице: бог Анубис или всего лишь его жрец? Что египтяне понимали под сущностями человека? Под его «ка», «ба», «шуит»? Существует очень много трудных вопросов, решить которые возможно лишь вникнув в суть египетской ментальности и начав мыслить так, как мыслили древние египтяне, отбросив рефлексию на свою, европейскую логику. Некоторые вещи уже поняты египтологами, но многое только предстоит постичь.

Религия Древнего Египта уникальна в своём роде. Это, прежде всего, пример иного мышления. Кроме того, религия Древнего Египта – это уникальный исторический и религиозный опыт архаического народа. Преимущество религии египтян заключается в том, что, кроме материальных памятников, они оставили нам своих заметки о них в виде настенных гробничных надписей и папирусов, благодаря чему египтолог может с относительной степенью достоверности реконструировать религиозные представления древних египтян. Египетская религия – уникальная возможность для культуролога постичь истинные идеи и смысл архаической египетской культуры, а потом возводить аналогии к другим древним, но бесписьменным культурам.

Источники Древнего Египта

До наших дней дошли источники, относящиеся, преимущественно, к официальной государственной религиозной доктрине. О религии же народной мы имеем намного меньше представлений. Существует целый ряд источников для изучения религии Древнего Египта, среди которых можно выделить несколько категорий:

  1. Записи в царских гробницах. В гробницах царей Древнего Египта сохранились описания ритуалов и обрядов погребального культа царя, представления о загробном и иных метафизических мирах, представления о рождении, жизни о предназначении человека, космогонические мифы, в которых объясняется создание и устройство вселенной Древнего Египта.
  2. Записи в гробницах египтян. Здесь уже меньше информации, относящейся непосредственно к объяснению доктрин различных религиозных школ Древнего Египта. Например, гробничные записи вельмож эпохи Старого царства содержат сугубо материалистические заметки об их хозяйстве, государственной службе и прочем, но правильный методологический подход египтолога делает и их отличным источником для реконструкции египетских религиозных представлений. Погребения рядового населения также отражают религиозные представления египтян.
  3. Записи на папирусах. До нас дошло много различных древнеегипетских сонников, магических книг и прочего.

К категории же главных источников по религии Древнего Египта можно отнести следующие:

  1. «Тексты пирамид» – самая первая в истории человечества запись погребального обряда, дошедшая до наших дней. Тексты пирамид содержат молитвы и заклинания, произносимые во время погребения царя. Записаны они были зелёной (цвет новой и возрождающейся жизни) краской на стенах пирамид царей 5 – 6 царских домов.
  2. «Тексты саркофагов» – тексты, записанные на саркофагах состоятельных частных лиц эпохи Среднего царства. Тексты саркофагов содержат много аналогий с Текстами пирамид, и, как считают многие египтологи, являются «наследниками» и продолжателями Текстов пирамид. Исследователи полагают, что во времена Первого Переходного периода, когда царская власть значительно ослабла, широкой общественности стали доступны Тексты пирамид, которые в переработанном виде египтяне стали использовать для сохранения собственной жизни в вечности.
  3. «Книга мёртвых» – это списки на свитках папируса, дававшиеся мумии «в дорогу» на Запад, чтобы погребённый смог бы пройти через все поджидавшие его там опасности и попасть на Поля блаженства. В переводе с древнеегипетского эту книгу (или, что правильнее, – сборник заклинаний и гимнов) следует именовать «Книга просветления», т.е. книга, благодаря которой достигается вечная жизнь. Ведь свет, в представлении древних египтян – это источник жизни. «Книгой мёртвых» же называли этот сборник египетские феллахи 19-го века, находившие свитки сборника вместе с мумиями.

Египтология

Египтология – комплексная наука, изучающая Древний Египет. Египтология занимается изучением Древнего Египта и египетских древностей с различных позиций. Современный египтолог – это и лингвист, и культуролог, и искусствовед, и археолог, и антрополог…

Можно сказать, что египтологии столько же лет, сколько и самой исторической науки. Принято считать, что основателем истории является греческий путешественник Геродот. Он написал в 5-м веке до н.э. свою «Историю», вторая часть которой была посвящена Древнему Египту. Начиная с этого времени народы различных эпох из разных уголков земли интересуются этой загадочной и святой страной. Европейские и арабские исследователи Средневековья и эпохи Возрождения тщетно пытались разгадать смысл древнеегипетских иероглифов. Однако в эти периоды постижение истории и культуры Древнего Египта основывалось только на Библии и греческих записях. Так продолжалось вплоть до 1822 года, когда Жану-Франсуа Шампольону на основании трудов его предшественников удалось окончательно расшифровать египетские иероглифы. Благодаря его гениальной работе исследователи смогли теперь читать египетские источники, и с этого периода начинается научный этап египтологии.

К разряду наиболее выдающихся и знаменитых египтологов можно отнести: Ж.-Ф. Шампольона, Иполито Росселини, Карла Рихарда Лепсиуса, Огюста Мариетта, Гастона Масперо, Флиндерса Питри, Алана Гардинера, Барри Кемпа, Боба Байера, Кристиана Жака, Александра Море, Александра Пьянковского, Уоллиса Баджа, Ханса Якоба Полоцки, Генри Франкофрта, Говарда Картера, Яна Шоу, Джеймса Брестеда, Джеймса Аллена, Яна Ассмана, Ярослава Черны, Джона Байнса, Джона Гардинера Вилкинсона, Кеннета Китчена, Кента Уикса, Людвига Борхарда, Генриха Бругша, Адольфа Эрмана, Манфреда Биетака, Марка Лейнера, Мирослава Вернера, Нагиба Канавати, Николаса Ривза, Отто Шэдена, Питера Бранда, Пьера Монте, Раймонда Фолкнера, Селима Хассана, Стюарта Тайсона Смита, Виктора Лорэ, Уильяма Брайана Эмери, Альфреда Лукаса.

Среди отечественных египтологов следует упомянуть: Владимира Семёновича Голенищева, Бориса Александровича Тураева, Василия Васильевича Струве, Милицу Эдвиновну Матье, Александра Олеговича Большакова, Юрия Яковлевича Перепёлкина, Евгения Семёновича Богословского, Олега Дмитриевича Берлева.

Основные события египтологии:

  • 1643 г. – Афанасий Кирхер переводит с арабского на латинский и публикует манускрипт по коптской грамматике и коптско-арабский словарь. Это отмечал ещё Ж.-Ф. Шампольон как шаг, способствовавший развитию науки.
  • 1652 - 1654 гг. – в свет выходят 3 тома (в 4-х книгах) «Египетского Эдипа» Афанасия Кирхера, посвящённые Фердинанду III, императору Священной Римской империи и его спонсору.
  • июль 1799 г. – Французский отряд обнаружил Розеттский камень.
  • 27 сентября 1822 г. – Ж.-Ф. Шампольон зачитывает выдержки из «Письма месье Дасье…» на заседании Академии надписей, в котором содержатся его материалы по дешифровке египетских иероглифов.
  • 1842 г. – К.Р. Лепсиус выпускает в свет первое исследование «Книги мёртвых» по Туринскому папирусу.
  • 1851 г. – О. Мариетт раскапывает в Саккаре Серапеум.
  • 1865 г. – на Сицилии был найден кусок диоритового камня, который впоследствии получил название «Палермский камень».
  • весна 1880 г. – Эмиль Бругш проникает в пирамиду Пепи I и впервые видит «Тексты Пирамид», срисовывает их для О. Мариетта.
  • 1894 г. – Флиндерс Питри и Джеймс Квибелл при раскопках Иераконполя нашли ряд предметов с именами додинастических царей Египта.
  • 1896 г. – Жак Жан Мари де Морган обнаружил при раскопках Нагада табличку с именем Мины, легендарного основателя единого Египетского государства.
  • 1922 г. –  Говард Картер открыл гробницу Тутанхамона.
Метки: египтология история Древнего Египта религия Древнего Египта источники  •   Дата публикации: 24 Февраля 2009 года