18 царский дом

• Древний Египет → Лексикон → 18 царский дом •

• Информер в твой блог •

• Добавьте в закладки •

Новое царство — эпоха величайшего военно-политического могущества Древнего Египта. В это время сфера влияния египетских царей простёрлась далеко за пределы нильской долины: была подчинена Нубия с её золотоносными копями, ряд переднеазиатских княжеств. А силу и могущество египетской армии уважали даже такие далёкие страны, как Крит, Хатти и Вавилония. Наибольшего же своего могущества Древний Египет достиг во время правления царей 18-го царского дома. Никогда более Египет не был столько могущественен и силён, как в это время.

Образование Нового царства

Образовалось Новое царство в результате окончательной победы над иностранными захватчиками — гиксосами, освободительная борьба с которыми началась во Второй Переходный период.

Царь Уаджихеперра Камос
<
 
N5 M13 M40 L1
 
>
<
 
D28 F31 S29 A24
 
>

Борьба древних египтян против гиксосского владычества велась на протяжении всего времени их пребывания в Египте. Открытое противостяние, однако, возникает при фиванских номархах Тао I и Секененра Тао II, объявивших себя царями Египта (17-й царский дом). К началу правления наследника Тао II Камоса Уаджихеперра (1555—1550 гг. до н.э.) фиванская династия смогла создать довольно-таки сильную армию для того, чтобы одержать ряд побед над гиксосами.

Начало активной военной борьбы с гиксосами египтологам хорошо известно благодаря сохранившейся сказке, записанной на папирусе Саллье I (Sallier I). Текст сказки очень испорчен и испещрён множеством лакун. Но, даже из него можно почерпнуть много ценной информации о начале борьбы. Из этой сказки ясно, что уже в эпоху Секененра Тао II Древний Египет был поделён на 2 государства: Южное,— под его управлением, и Северное — под управлением гиксосов (в то время у гиксосов правил царь Апопи). Скорее всего, Тао II был уже совершенно независим от гиксосского Апопи, и решил расширить свою власть на весь Египет.

Однако, окончательно одолеть гиксосов и осадить их столицу удалось лишь его наследнику — Яхмосу I.

Образование 18 царского дома

Яхмос I Небпехтира (1550—1525 гг. до н.э.) — основатель 18 царского дома и Нового царства. Он смог захватить Аварис, столицу гиксосов и выдварить их племена из Египта. Выгнав гиксосов из страны, он закрепил освобождение Египта, осадив, спустя 3 года, своей мощной армией гиксосскую крепость Шарухен в Палестине. После этого гиксосы не появляются ни в Египте, ни на азиатской политической сцене. Скорее всего, удары Яхмоса развалили гиксосский племенной союз.

После смерти Яхмос I был похоронен в Дра абу-эль-Нага, в районе фиванского некрополя. И, хотя, его прекрасно сохранившаяся мумия была найдена в Большом царском тайнике в 1881 году, а Уоллис Бадж купил уникальный портрет из известняка — ушебти царя — для Британского музея в 1890 г, гробница его пока не обнаружена. После смерти Яхмоса к власти пришёл его малолетний сын Аменхотеп I Джесеркара (1525—1504 гг. до н.э.). Фивы — центр бога Амона, ещё царь Тао II поклонялся Амону-Ра, теперь его культ распространяется на весь Египет, а имя Амона прочно входит в имена ряда царей эпохи Нового царства.

Регентшей при малолетнем Аменхотепе была его мать, супруга Яхмоса I, царица Яхмес-Нефертари, одна из величайших цариц-красавиц Египта, наряду с Нефертари и Нефертити.

Повзрослев, Аменхотеп старался проводить активную военную политику, следуя стопами своего отца. Так, например, он совершил поход в Нубию с целью «расширить границы Египта». Встретившее царя нубийское войско было уничтожено, командующий им вождь взят в плен, а воины захвачены или перебиты. Преследуя бегущих нубийцев и их скот, Аменхотеп достиг области вторых нильских порогов, о чём свидетельствует надпись от 8-го года правления Аменхотепа на скале около острова Уронарти.

Кроме этого, известно об удачных походах Аменхотепа против ливийских племён. Вполне вероятно, что он совершал и походы в Сирию. В результате этого к концу правления царя Египет достиг рубежей периода расцвета Среднего царства — от Синайского полуострова на севере, до Второго Нильского порога на юге.

Тутмос I
Царь Тутмос I Аахеперкара
Статуя из Британского музея (EA 1238)
Осколок статуи из печаника. Высока вероятность того, что это Тутмос I, как говорится на карточке к этому памятнику. Фото сделано 19.08.2008.
Автор: Keith Schengili-Roberts

Аменхотеп I умер, не оставив после себя наследника, поэтому Яхмос-Нефертари пришлось возвести на трон свеого зятя, супруга своей дочери Мутнафрут, Тутмоса.

Взойдя на египетский трон, он стал фараоном Тутмосом I (1504—1492 гг. до н.э.). С его именем связывают начало активной военно-политической экспансии Египтом Передней Азии и Нубии.

В начале правления Тутмоса произошло обострение в Нубии. Нубийцы, воспользовавшись сменой правителей в Египте подняли восстание. На втором году своего правления Тутмос I собрал армию и отправился усмирять непокорных южан. Насмотря на то, что нубийцам активно помогали кочевники из пустыни, войско Тутмоса одержало победу над повстанцами. Для усиления своего влияния на Нубию Тутмос повелел основать здесь египетскую военную крепость. Судя по всему, Тутмос не ограничился усмирением повстанцев, он прошёлся по всей Нубии и добился признания покорности от всего населения, а также собрал большую дань с местного населения.

Возвращаясь назад, Тутмос I установил возле 3-го нильского порога триумфальную стелу, в которой придворные писцы описали мощь фиванского владыки, который, по их словам, являлся владыкой от Томбоса на юге, до Евфрата на севере.

После похода на юг Тутмос решил закрепить египетское господство в Азиии. Он совершил победоносный набег на азиатские государства, дойдя до Нахарины (Митанни). Самой северной его точкой проникновения стала «перевёрнутая вода» — река, текущая, по представлениям древних египтян, не в том направлении, в котором нужно. (В нужном направлении, естественно, двигался Нил). Этой рекой был, как считают египтологи, Евфрат. Евфрат, в действительности, течёт не с юга на север, как Нил, а с севера на юг. На берегах Евфрата Тутмос повелел установить свои победные стелы, отмечающие рубежи его империи.

Наследником Тутмоса I стал его сын он второстепенной супруги фараон Тутмос II Аахеперенра. В год его воцарения нубийцы вновь устроили мятеж против своих владык-египтян. Тутмос II направил туда войско, которое покорило восставших, дойдя до 3-го нильского порога. Правление этого фараона не отмечено чем-либо знаменательным. Многие египтологи полагают, что царь был весьма болезненным, с чем, вероятно, связан весьма короткий период его правления. Судя по всему, он правил Египтом не более трёх лет, и скончался от какой-то неизвестной египтологам болезни. Его наследником был провозглашён малолетний сын от наложницы Исе Тутмос III.

Естественно, Тутмос III, в силу своего малолетства, не мог править самостоятельно. Реально Египтом стала править супруга Тутмоса II Хатшепсут.

Хатшепсут

Царица Хатшепсут
<
 
ra mAat kA
 
>
<
 
i mn
n
W9 t
F4

t
A51
 
>

Мааткара Хатшепсут Хнеметамон (1473—1458 гг. до н.э.) — первая в письменной истории человечества женщина-правитель. Имя Хатшепсут можно перевести примерно как «Лучшая по благородству». Хатшепсут — супруга Тутмоса II и дочь Тутмоса I, таким образом, она была царской, божественной крови, и имела некоторые основания занять престол Египта.

Некоторые исследователи полагают, что реально править в Египте Хатшепсут стала ещё при жизни своего больного супруга. Как бы там ни было, но после смерти Тутмоса II фараоном был провозглашён Тутмос III, а Хатшепсут — регентом. Однако, примерно через 3 года Тутмос III был отстранён от власти группой «заговорщиков» во главе с фиванским жречеством, которая провозгласила единоличным правителем Египта Хатшепсут.

Для легитимизации царицы велась широкая пропаганда, говорившая о том, что Хатшепсут — дочь бога, избранная им. Во время жреческой церемонии в храме Амона в Фивах жрецы, нёсшие барку с божеством, опустились на колени перед Хатшепсут, что рассматривалось верховными жрецами Амона, как явное указание на богоизбраннось царицы. Чуть позднее в храме в Дейр эль-Бахри были созданы сцены божественного рождения царицы. Вот, например, что было вложено в уста Амона в этом храме:

Хнумит-Амон Хатшепсут, воистину,— имя дочери это, которое дал я [ей] во чреве твоём, изречение это слов, вышедшее из уст твоих. Будет она исполнять обязанность эту благодетельную в земле этой до пределов её. Сила моя — у неё, мощь моя — у неё, почести, воздаваемые, мне — у неё, венец мой — у неё. Будет царствовать, будет править она в Обеих Землях, будет предводительствовать она живущими всеми... вплоть до (пределов) круга неба... Соединил я для неё Обе Земли в именах её всех на престоле Хора живущих. Буду я защищать достаток её каждый день вместе с богом, находящимся во времени его...

Запись в храме Хатшепсут в Бахри

Хатшепсут
Царица Хатшепсут в облике сфинкса
Музей Метрополитен

Узурпация эта пошла на пользу Египту. Хатшепсут, вероятно, в силу, своей женской природы, не проводила активной военной экспансии. Эпоха её правления знаменуется спокойствием и миром. В это время разворячивается широкое строительство храмов и памятников по всему Египту. Наряду со строительсвом новых архитектурных сооружений, восстанавливались и те, которые прозябали в годы гиксосского засилия. Больше царицы строил только Рамсес Великий.

Были окончательно восстановлены и значительно расширены святилища в Карнаке и Луксоре. В Карнаке было возведено «Красное святилище» для церемониальной ладьи Амона; был воздвигнут VIII пилон, а также расширен храм Мут.

Наиболее известным и красивейшим архитектурым памятником эпохи Хатшепсут являтся её заупокойный храм в Дейр эль-Бахри — Джесер-Джесеру («Святая святых»). Архитектором этого великолепного храма был Сенмут — мудрый визирь Египта и, возможно, любовник царицы. Храм этот во многом повторял намного меньший храм Ментухотепа I, построенный здесь же в эпоху Среднего царства.

Судя по источникам, на 21-м году своего правления (если считать начало его годов правления со смерти его отца) Тутмос III восстановил себя во власти, и стал царём вместо своей нелюбимой тётки-узурпаторши, каковой он считал Хатшепсут. Как он пришёл к власти,— в результате мятежа против тётки, либо мирным путём (в результате её смерти, напирмер), доподлинно неизвестно. Сразу же после восхождения на престол, Тутмос III стал избавляться от любых упоминаний Хатшепсут, и приказал переделать все памятники по Египту.

Царь Менхеперра Тутмос III
<
 
ra mn xpr
 
>

<
 
G26 ms s
 
>

Египтологи уматривают в этом уничтожении имён Хатшепсут по стране два смысла. Первый, наиболее распространённый в историографии, говорит о том, что Тутмос III уничтожал упоминания о своей тёте из-за ненависти к ней, из-за того, что она захватила трон, принадлежавший ему по праву, и не допускала к нему. Вторая теория строится на менталитете древних египтян, и верится в неё больше. Согласно этой теории, Тутмос уничтожал имена Хатшепсут по настоянию своих придворных с тем, чтобы восторжествовала маат (истина), и Египет не подвергся бы каре небесной. Ведь, по маат править Египтом может только Хор — мужчина, но никак не женщина. Поэтому, чтобы не нарушать вселенского порядка маат нужно было удалить записи о том, что Египтом какое-то время правила женщина.

Тутмос III

Тутмос III Менхеперра (1479—1425 гг. до н.э.) — один из величайших завоевателей 18 царского дома и, пожалуй, всей истории Древнего Египта.

Став полновластным и единоличным правителем Египта, Тутмос приступил к активной военной политике. Он собрал войско, численностью  (по разным оценкам) от 10 до 25 тыс. человек и выступил походом против восставших против египетского владычества народов Азии. Восставшие народы Сирии и Палестины под предводительством правителя Кадеша надеялись на то, что в результате смены правителей внутри страны, Египту будет не до своих азиатских вассалов. Однако, новый царь решил не давать повода к сепаратизму и покарать восставших.

Карта Древнего Востока в эпоху Нового Царства
Карта Древнего Востока в эпоху Нового Царства

Избрав самый быстрый, но, вместе с тем, опасный путь, он в течение 21 дня провёл своё войско к опорному пункту восставших — крепости Мегиддо. В этом походе Тутмос проявил себя и как смелый воин, и как блестящий полководец, лично руководивший своими войсками и лично принимая участие в сражении. Объединённая сиро-палестинская армия была разбита Тутмосом и отступила, спрятавшись за крепостные стены Мегиддо. Однако, крепость не удалось взять сразу же.

Началась осада крепости. Вокруг крепостных стен Мегиддо были возведены осадные стены «Тутмос, осаждающий азиатов». Многие азиатские князья поняли, что Египет силён при Тутмосе III так же, как и при предыдущих фараонах, и с ним лучше не спорить: некоторые из них стали приходить к Тутмосу, принося ему дань и выказывая покорность.

Сопротивление спятавшихся в крепости удалось сломить лишь спустя семь месяцев,— только после того, как в крепости стал чувствоваться недостаток в продуктах питания. Мегиддо пришлось сдать. В результате Тутмос III, как сообщают источники, взял в плен 330 азиатских князей, посмевших восстать против власти Египта. После взятия клятвя верности Тутмос благородно отпустил их по домам. Военная контрибуция составила более 900 колесниц, 2000 лошадей, 2000 голов крупного рогатого скота и 20 000 голов мелкого. Вот как древнеегипетский придворный писец Ченен описал добычу египтян:

Перечень добычи, принесённый войском его величества из города Мегиддо: пленных 340, рук (9) 83, лошадей 2041, жеребят 191, жеребцов 6... Колесница, украшенная золотом, с золотым дышлом, принадлежащая тому врагу; прекрасная колесница, украшенная золотом, принадлежащая князю Мегиддо... колесниц его презренного войска 892, всего (колесниц) 924, прекрасный бронзовый панцырь того врага; прекрасный бронзовый панцырь князя Мегиддо; [кожаные] панцыри его презренного войска 200; луков 502; шестов от палатки того врага из дерева мери, украшенных серебром, 7.

Вот, войско [его величества] захватило [скота этого города]... 387, крупного скота 1929, мелкого скота (10) 2000, мелкого скота белого (11) 20500.

«Анналы Тутмоса III», перевод Матье М.Э.

Кроме того, в Египет были взяты дети и родственники многих азиатских князей. Такая практика известна на протяжении всего Нового царства: египетский фараон берёт в Египет наследников какого-либо азиатского князя, и это служит залогом его верности Египту.

В общей сложности, в результате этого, первого азиатского похода Тутмоса III он подчинил 119 городов и селений, а территория египетской экспансии простиралась на севере теперь вплоть до юга Финикии и Дамаска.

Рассказ о походе Тутмоса был записан его придворным историком, и дошёл до наших дней в виде нескольких списков под названием «Анналов Тутмоса III». Текст «Анналов» был начертан на стенах Карнакского храма по приказу царя. Автором этого сочинения был писец Ченен.

Ченен путешествовал вслед за своим царём во всех его походах и был свидетелем побед Тутмоса III:

Следовал я за богом благим, владыкой истины, царём Верхнего и Нижнего Египта, Менхеперрэ... каждый год.
Видел я победы, одержанные им над всеми странами, (когда) проводил он правителей (страны) Джахи в качестве пленных в Египет, (когда) он овладевал всеми их городами и срубал их деревья. Ни одна страна не устояла перед лицом его. Это я зафиксировал в письменном виде победы, которые он одержал над всеми странами, соответсвенно содеянному (им).

Надпись из гробницы Ченена в Шейх эль-Курне

Однако, как полагают современные египтологи, не следует во всём верить «Анналам» в силу специфики древнеегипетских источников. Большинство дошедших до нас текстов на стенах храмов служило не для передания исторической информации потомкам, а выполняли определённую религиозную и мифологическую роль .

Преемником Тутмоса III стал его сын, Аменхотеп II Аахеперура от супруги Меритра. Среди египтологов сложился образ Амехотепа II как фараона-силача и спортсмена. Есть свидетельства о том, что царь обладал недюженной физической силой. Так, он, например, мог насквозь прострелить металлическую цель шириною в ладонь. Свою мощь и силу он показал также в трёх своих походах в Сирию. Его любимый лук, который, по преданию, мог натянуть только он, был погребён вместе с ним и найден египтологами в его гробнице № 35 в Долине царей.

Наследовал Аменхотепу Тутмос IV Менхеперура (1401—1391 гг. до н.э.), также отличившийся, как и его предшественники, рядом удачных военных походов и крупномасштабным строительством. До наших дней дошло интересное предание о восшествии Тутмоса на престол. Однажды он после охоты решил отдохнуть в тени древних Великих пирамид. Уснув, он увидел сон, в котором к нему обращался Великий бог. Бог просил егоосвободить его от песков, за что он обещал принцу трон Египта. Проснувшись принц исполнил просьбу бога, и отрыл засыпанного песками бога — Великого Сфинкса. А тот, как и обещал, сделал его царём Египта. В память об этом сне и разговоре с богом Тутмос IV повелел создать стелу и повесить её у передних лап Сфинкса.

Аменхотеп III

Карта Древнего Востока в эпоху Нового Царства
Аменхотеп III с Себеком
Музей Луксора
Источник фото

Тутмосу наследовал Аменхотеп III Небмааатра (1390—1352 гг. до н. э.), чьё правление было на редкость мирным. Некоторые исследователи полагаю, что Аменхотеп мало интересовался политикой, увлекаясь лишь царскими забавами — охотой, спортом, дворцовыми увеселениями. Весьма выдвигается на первый план его супруга — Тии. Среди исследователей есть мнение, что именно она занималась государственными делами вместо своего божественного мужа.

Тии родила супругу четырёх дочерей и, как минимум, двух сыновей, одним из которых был будущий Аменхотеп IV.

Всё правление Аменхотепа III было мирным, за исключением подавления небольшого восстания в Нубии на 5-м году его правления. Азиатскими провинциями, ещё не забывшими мощи египетской армии, царь управлял посредством дипломатической переписки. На 10-м году своего правления в целях укрепления отношений с Хатти (могущественным игроком на азиатской политической сцене того времени), Аменхотеп III взял в супруги Гилукепу, дочь Шуттарны. Чуть позднее он взял себе в жёны сестру князя Тушратты. Однако, несмотря на все старания дипломатов Аменхотепа, заговоры против Египта, всё же, стали появляться. Во главе антиегипетской коалиции встало азиатское княжество Амурру. Впрочем, на протяжение всего правления Аменхотепа этот заговор не смог стать серьёзной проблемой для Египта.

Эпоха правления Аменхотепа III — это, также, и время крупномасштабного строительства. Он воздвиг ряд храмов в Нубии, на Солебе сохранились рельефы сообщающие об этом. Он перестроил небольшую часовенку в Луксоре в храм с красивой колоннадой. При нём по всему Египту реставрируются и перестаиваются храмы по всему Египту.

В эль-Малькате, что располагается южнее Мединет-Абу фараон приказал отстроить дворец. Напротив дворца было вырыто искусственное озеро (Биркет-Абу), рамеры его были около 1 005 метров в ширину и 2 500 метров в длину.

Царица Тии
Царица Тии, супруга Аменхотепа III
Музей Луксора
Источник фото

Был также отстроен поминальный храм Аменхотепа III, архитектором которого был Аменхотеп, сын Хапу, великий мудрец эпохи. К сожалению, на сегодняшний день от храма практически ничего не осталось, за исключением двух больших статуй царя, которые именуются «Колоссы Мемнона».

После смерти Аменхотеп III был погребён в Долине Царей, однако, мумия его до сих пор не идентифицирована . Наследовал ему его малолетний сын от Тии Аменхотеп IV.

Эхнатон (Аменхотеп IV) — древнеегипетский фараон эпохи Нового царства (18 царский дом, годы правлени — 1352—1336 гг. до н.э., согласно хронологии, принятой на сайте). Эхнатон, пожалуй самая одиозная фигура в истории Древнего Египта, фараон-еретик, который был подвергнут забвению египтянами за свои взгляды. В эпоху его правления искусство и религия Древнего Егитпа претерпели существенные изменения, что и стало причиной ненависти к нему консервативных египтян.

Аменхотеп IV — сын и наследник фараона Аменхотепа III от его супруги Тии. Примерно через 5 лет сравнительно традиционного правления Аменхотеп приступает к религиозной реформе. Он переносит свою столицу во вновь отстроенные город — Ахетатон («Горизонт Атона»), меняет своё имя на Эхнатона («Угодный Атону»), и провозглашает Атона верховным блгим богом. Со временем Эхнатон постулирует, что только Атон является истинным и древнейшим богом в своём облике в виде солнечного диска, все же остальные боги Египта — производные от него. По всей стане начинаются гонения на Амона-Ра и его жречество.

Конец правления Эхнатона покрыт непроницаемой тайной. Неизвестно почему, но его реформа провалилась, а сам он, по всей видимости, умер. Мумию Эхнатона до сих пор не нашли. Наследником Эхнатона стал Сменхкара (1338—1336 гг. до н.э.) — весьма загадочная фигура для египтологов. Вполне взможно, что Сменхкара продолжал курс Эхнатона и был сторонником атонизма. Однако, в скором времени фиванская партия во главе с жречеством Амона-Ра провозгласила Тутанхамона истинным царём Египта, и через непродолжительное время, захватила всю власть в Египте.

Тутанхамон (1336—1327 гг. до н.э.), придя к власти, начинает реставрацию культа Амона-Ра и придаёт забвению Атона и город Ахетатон, столицей вновь становитятся Фивы. О своих действиях по восстановлению старого религиозного порядка в Египте Тутнхамон поведал нам на так называемой «Реставрационной стеле» (Каирский музей, CG 41504).

К сожалению, Тутанхамон, как и его соперник Сменхкара, правил недолго. Умер он в результате заражения, возникшего в результате открытой раны, полученной им на охоте.

Тутанхамону наследовал Эйе (1327—1323 гг. до н.э.). Эйе был нецарского происхождения, но был в родственных связях с Тутанхамоном. По одной из гипотез, Эйе был дедом Тутанхамона и его супруги Анхесенпамон. Он долгое время был визирем. При Эхнатоне Эйе был ярым сторонником атонизма и, вполне вероятно, автором знаменитого «Гимна Атону». После же смерти Эхнатона, Эйе переметнулся на фиванскую сторону, и стал активным сторонником борьбы с атонизмом. После восшествия на престол Тутанхамона Эйе стал визирем при нём. После его смерти же он, похоронив его как подобает царю, забрал его престол. Среди египтологов бытует теория о том, что для легитимизации своей власти Эйе взял в супруги себе жену Тутанхамона — Анхесенпамон, однако доказательств для этого ничтожно мало. Единственное доказательсво сторонников этой гиптотезы — это два рядом начертаных картуша Анхесенпамон и Эйн на кольце, обнаруженном в 1930-х гг. Однако, этого крайне мало.

Эйе взошёл на престол в довольно преклонном возрасте, поэтому правил он незначительное время. Наследовал ему Хоремхеб (1323—1295 гг. до н.э.), который был также нецарского происхождения.

Хоремхеб имеет низкое происхождение. Взлёт его карьеры произошёл в годы правления Эхнатона. При Тутанхамоне же Эйе и Хоремхеб являются главнейшими политическими фигурами Египта. Хормехеб в это время занимает пост военачальника. После смерти Эйе на храмовом празднике в честь Амона Хоремхеб при поддержке фиванских жрецов был провозглашен царем Египта, якобы по инициативе самого бога.

Хоремхеб окончательно реставрировал старую египетскую религию с Амоном-Ра во главе. Кроме того, он подверг сильнейшему гонению остатки атонизма. По всей стране начали вырезать имя фараона-еретика Эхнатона, а имя его было запрещено произносить и писать. Ахетатон окончательно опустел.

Хоремхеб правил не долго, возможно, что у него не было сыновей, поэтому к концу своего правления он назначил своим соправителем  пожилого визиря Парамессу, который после его смерти станет фараоном Рамсесом I и основателем нового, 19 царского дома, которому предстоит восстановить величие Древнего Египта, на время утерянное из-за внутренних политических и религиозных разногласий, возникших к концу правления Аменхотепа III, и вылившихся в амарнский кризис.